Лосино-Петровский. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 11 декабря

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

Учителя Подмосковья. "Спасибо за урок" учителю Тамаре Алексеевне Ефремовой

11 окт. 2018 г., 12:03

Просмотры: 87


Тамара Алексеевна Ефремова – учитель русского языка и литературы в школе № 2 им. В.В. Дагаева. Во время общения у меня появилось желание побывать на её уроке, услышать, как она разговаривает с учениками, читает стихи любимой ею Марины Цветаевой.

Татьяна Сягина

Работа на уроке с сочинением-рассуждением на тему «О добре и жестокости»

     Памятка

     А ещё она напомнила моего учителя русского языка и литературы Лину Ивановну Каштанкину, которая спокойно приняла мнение учеников о том, что поэт Владимир Маяковский, томик которого она хотела положить рядом с собой, когда начнёт уходить из жизни, вовсе и не поэт; о том, что поэзия Сергея Есенина «токсична», а ведь она считала – его стихи можно читать бесконечно из-за простоты и красоты словосочетаний. Мне всегда хотелось сказать ей «спасибо за урок». Но почему-то было неловко… Напомнила эмоциональной, точной, чёткой речью, когда сказанное впечатывается, запоминается надолго.

     – А вам ученики говорят «спасибо»? – я задала один из множества вопросов.

     – Очень часто, – ответила Тамара Алексеевна. – Приятно, когда после уроков кто-нибудь из  ребят подходит и тихо говорит «спасибо за урок». Приятно, когда в ответах слышу ту информацию, факты, которые я подготовила для урока и мои слова, фразы. Это значит, что меня слушали, услышали и запомнили».

      В будущее – за руку

      Выбор профессии за неё сделали и в учительство привели буквально за руку. Родители и слышать не хотели о будущей педагогической деятельности дочери. Но образом, примером учителя, женщины была всегда аккуратная и ухоженная Ирина Владимировна Колесниченко, тоже учитель русского языка и литературы в школе № 2. Она вызывала благоговейное отношение. Её мнение всегда считалось значимым. Поэтому категоричный вопрос-утверждение учителя «ну, когда мы поедем подавать документы на литфак?» стал для выпускницы неоспоримым.

     Конечно же, любимым предметом в школе была литература. Всегда много читала и читает, знала и знает наизусть поэзию Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, Блока – не только из школьного, программного, но и для себя, для души. В советские школьные годы она существовала в активной пионерской и комсомольской жизни. Тамара была председателем совета дружины, а потом и секретарём комсомольской организации учащихся школы. Ирина Владимировна увидела в этой энергичной, начитанной, серьёзной девочке педагога, учителя именно русского языка и литературы.

     МОПИ и вожатская работа

     Документы подавать поехали вместе. Конкурс в те годы в МОПИ им. Н.К. Крупской был от 50 до 120 человек на место. Поступить удалось только на вечернее отделение. Устроилась работать в своей школе пионервожатой и четыре дня в неделю ездила получать филологическое образование. Вечером занятия, дорога туда и обратно в переполненных студенчеством электричках, а на следующий день в 9.00 – на работу. Неизменный житейский алгоритм на несколько лет.

     В родной школе она отучилась десять классов, работала, а после окончания вуза директор Владимир Васильевич Дагаев принимал её уже как учителя. Через 22 года по личным серьёзным обстоятельствам она надолго уходит из школы. И вдруг звонок от Ольги Леонидовны Набережневой, директора теперь уже школы имени В.В. Дагаева, сбивший совсем нешкольные планы: «Тамара Алексеевна, а вы не можете возвратиться или хотя бы просто выручить школу и поработать полгода?» И вот уже много лет она «выручает».

     Другие времена

     Возвращение в школу не оказалось возвращением к старому, давно знакомому. Из школьной программы исчезли, казалось бы, незыблемые произведения, появилось много новых. Но самое главное открытие – другие ученики. У нового поколения изменилось восприятие классических литературных персонажей. Сейчас сложно убедить старшеклассников в том, что Катерина в «Грозе» Островского – луч света в тёмном царстве. Какой же она луч, если она собственно ни во что поставила семейные узы, верность? – это основной довод, который безапелляционно приводят её учащиеся. А блестящая внешне, великосветская красавица Элен Курагина в романе Толстого «Война и мир» всё больше претендует на «лицо» произведения. Казалось бы, не столь давно навряд ли кто из учеников мог рискнуть выразить ей даже симпатию – уж очень пустым, безнравственным выписывался её образ.

     Ученик 7б Мхитар Габриелян (учитель Т.А. Ефремова) в прошлом учебном году на региональном конкурсе чтецов для обучающихся с неродным русским языком получил специальный приз Председателя жюри конкурса

    Нынешние учащиеся имеют возможность получать любую информацию, благодаря Интернету и любопытству. Сегодняшние времена требуют совершенно иную подготовку к урокам. Она должна быть готова к вопросам о фактах биографии авторов, о которых ранее было принято молчать. Должна быть готова к «внепрограммному», необычному восприятию и трактовке героя. Она понимает и принимает фразу, сказанную одной из её учениц «не могу учить Маяковского и не буду, потому что он мне просто противен как человек».

     – Подобное отношение воспринимаю нормально. Это смелое поколение: у них собственная точка зрения, которую они не стесняются, не боятся высказывать. Дорожу их мнением. Мы разговариваем о многом часто даже не на уроке, а после урока. Мне интересно их слушать. И это совсем не похоже на нас, тех, кто окончил школу в начале 70-х и позже. Я не защищена, как в давние времена от неловких вопросов и от вопросов, ответа на которые у меня нет. В этих случаях я прошу разрешения подумать. Сейчас у нас в учебном плане поэзия серебряного века. У меня большие претензии к учебнику литературы для 10–11 классов. Я им практически не пользуюсь. Вновь буду готовиться основательно, «не по учебнику». Новые темы на уроке проходим в лекционном формате. Я читаю – ребята конспектируют.

     Она ещё раз перечитает биографии, возвратится к некоторым произведениям, найдет разные точки зрения, сравнит. Пройдётся по проблемным вопросам, спорным трактовкам. Это всё будет в багаже, с которым она придёт на урок.

     Важный опыт

     Ей вообще интересно работать. Школа для неё сейчас – основное. И она может уделять ей сколько угодно времени, чему очень рада.

     Дочь взрослая и давно самостоятельная, словом, нынешнее семейное положение позволяет быть незагруженной бытом. Но она загружена знаниями и опытом.

    – Раньше мне казалось, что я во всём права. Меня надо слушать и мне подчиняться. В сложных ситуациях конечно можно выпустить все свои «колючки», привлечь родителей, подключить педсовет, измотать нервы и себе, и ребёнку и, возможно, добиться своего. Но я стараюсь не создавать подобные ситуации, обхожу их, потому что мне этого не надо. Всегда надеюсь найти другие пути. И мне кажется, мои ученики это понимают. Никогда не позволяю себе унижать, разговаривать командным тоном: «А ну-ка! Кому сказала!». Замечание, предназначенное только этому ученику, услышит только он. Разговаривая, всегда понимаю – передо мной люди с собственным достоинством, мнением, принципами.

     Татьяна СЯГИНА

    т.с.7мб